СлабовидящимСлабовидящим

Сертифицированная Дополнительная общеобразовательная программа «Техническое творчество в области техносферной безопасности»

Программа входит в реестр Сертифицированных программ, за обучение по которой учащиеся могут заплатить с сертификата персонифицированного дополнительного образования, и размещена на ресурсе ur.pfdo.ru/app/the-navigator/program/765857?backRouteName=home&search=%7B%22direction_id%22%3A%5B2%5D%7D

Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной программе

В рамках данной программы под техносферной безопасностью понимается деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Стратегия в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 501, определяет основные задачи в данной области. В том числе:

  • внедрение новых технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, включая совершенствование методов, средств и способов проведения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, направленных на повышение уровня защищенности населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах;
  • совершенствование спасательных технологий, технических средств и экипировки, предназначенных для оснащения спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, пожарно-спасательных подразделений;
  • внедрение новых форм подготовки населения в области гражданской обороны и к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе с использованием современных технических средств обучения;
  • поддержка и стимулирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развитие спасательных технологий и спасательной техники, включая: совершенствование научных основ обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства при подготовке к ведению и ведении гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах;
  • формирование научных основ повышения уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов в связи с появлением новых опасностей и угроз.

Таким образом, деятельность в области гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в ближайшем будущем приобретёт ярко выраженную научно-техническую составляющую.

Направленность программы - техническая

Актуальность программы Занятия по программе помогают ярче раскрыть творческую индивидуальность учащихся, помогают формированию личности ребенка, расширить его кругозор и познакомить с профессией пожарного, спасателя, специалиста по гражданской обороне и защите в чрезвычайных ситуациях.

Отличительные особенности программы

Особенности реализации программы предполагают сочетание навыков учащихся кадетских классов МЧС и первого-второго курсов СПО в спортивном туризме, их знание технологий проведения спасательных работ с развитием индивидуальных творческих способностей и формированием умений научно-технической деятельности. Ведущие типы деятельности детей старшего школьного возраста обуславливают включение их в коллективную творческую деятельность, использование таких педагогических технологий как обучение в сотрудничестве, проектные методы обучения, технологию использования в обучении игровых методов, информационно-коммуникационные технологии. Выполнение практических работ по разработке технических средств защиты в чрезвычайных ситуациях (проектирование, конструирование, программирование, испытание и запуск моделей) требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности.

Цель:

Развитие у учащихся кадетских классов МЧС и первого-второго курсов СПО интереса к техническому творчеству через моделирование технических устройств обеспечения техносферной безопасности.

Задачи:

  1. Познакомить с информационными технологиями обеспечения техносферной безопасности.
  2. Сформировать умения исследовать известные и разрабатывать собственные математические модели физических процессов в технике.
  3. Ознакомить с технологиями аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
  4. Сформировать навыки проектирования, моделирования и изготовления простейших технических моделей устройств обеспечения техносферной безопасности.
  5. Воспитать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе.
  6. Ознакомить учащихся с новыми тенденциями цифровизации технологий решения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Адресат программы: учащиеся кадетских классов МЧС и первого-второго курсов СПО возрастом с 15 до 17 лет. Объем программы: 144 часа.

Продолжительность программы: 1 год 6 месяцев.

Формы обучения: При проведении занятий используется групповая форма обучения. В группах по 10-13 человек.

Содержание программы

  1. Информационные технологии в обеспечении техносферной безопасности
  2. Основы математического моделирования физических процессов
  3. Технологии аварийно-спасательных работ и тушения пожаров
  4. Техническое моделирование устройств обеспечения техносферной безопасности

Планируемые результаты реализации программы.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе.
  • развитие мелкой моторики.

Метапредметные результаты:

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • проявление интереса к технике, программированию и высоким технологиям;
  • интерес к новым тенденциям в организации гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • опыт участия в конкурсах.

Предметные результаты:

По итогам первого модуля:

  • знание информационных технологий в обеспечении техносферной безопасности и умение ими пользоваться в практической деятельности на уровне пользователя;

По итогам второго модуля:

  • навыки моделирования физических процессов в техносфере;

По итогам третьего модуля:

  • знание технологий аварийно-спасательных работ и тушения пожаров;
  • умение проводить патентный поиск по заданной тематике, определять прототипы для дальнейшей проработки;

По итогам четвёртого модуля:

  • навыки изобретательской деятельности;
  • навыки пуско-наладочных работ;
  • умение конструировать узлы и детали машин и механизмов;
  • самостоятельное изготовление моделей из различных материалов.

Контактные данные:

г. Ижевск, Университетская, 1, корп.6, ауд. № 018а
тел. 916-114
сот. 8 (912) 763-61-13
e-mail: sergirt@mail.ru.
Широбоков Сергей Валентинович