СлабовидящимСлабовидящим

Магистратура. 44.04.01 «Педагогическое образование» (Организация и управление безопасностью жизнедеятельности)

Карманчиков Александр Иванович

Руководитель программы кандидат педагогических наук, доцент Кафедры общеинженерных дисциплин Карманчиков Александр Иванович

В современных условиях стремительно развивающихся процессов в социальной и производственной сферах важнейшую роль ирает объективное прогнозирование, понимание предстоящих событий. Более широкие прогнозные горизонты предоставляют больше времени для выявления возможных проблем и определения способов и вариантов их оптимального решения. Формирование прогностического мышления студентов, будущих специалистов является важной задачей педагога высшей школы. Программа позволяет слушателям освоить педагогические технологии, позволяющие эффективно формировать навыки, прогнозирования, объективного восприятия предстоящих событий. Определять потребность региона в специалистах. Оптимально совместить свои возможности с формирующимися потребностями на рынке труда.

Организация и управление безопасностью жизнедеятельности станет основным содержанием профессиональной деятельности, которая будет эффективной при объективном восприятии и понимании будущего, в условиях сформированного прогностического мышления. Отсутствие хорошо сформированного прогностического мышления мешает многим молодым людям видеть проблемы, трудности, опасности, которые их ждут в ближайшем и отдаленном будущем. Если в настоящее время всё хорошо, то это не может быть гарантией безопасности в будущем. Для безопасной жизнедеятельности необходимо прикладывать определенные усилия по выявлению возможных проблем, поиску оптимальных вариантов их решения. В быстро меняющихся условиях уже нет возможности решать проблемы по мере их поступления. Жизнь может не предоставить нам время на поиск выхода из сложной ситуации.

Актуальность: В настоящее время сремительно растет скорость технологических и социальных процессов, что требует особого внимания к вопросам безопасности настоящего и будущих периодов. На современных производствах в связи с повышением энерговооруженности и мощности машин и механизмов наблюдается увеличение числа потенциальных опасностей, действующих на персонал. Прогнозирование, выработка стратегии обеспечения безопасности труда на современном этапе производства является одной из актуальнейших проблем направленных на сохранение здоровья работников, профилактику травматизма и обеспечения повышения производительности труда. Для этого на производстве необходимы специалисты с повышенным уровнем подготовки, который реализуется в процессе освоения магистерской программы, поскольку уровень подготовки бакалавров недостаточен для решения указанных проблем на современном этапе развития общества.

Открытие магистерской программы «Педагогическое прогнозирование безопасной жизнедеятельности» обусловлено высокой потребностью в специалистах, осуществляющих руководство и подготовку персонала по обеспечению комплексной безопасности предприятий, организаций и учреждений, основанных на научно-практических достижениях последних лет в области педагогического прогнозирования, анализа риска возникновения чрезвычайных ситуаций. В настоящее время ощущается недостаток специалистов, обладающих необходимой компетенцией для обучения учащихся, работников и других категорий населения оптимальным способам повышения защищенности в условиях техногенных катастроф, чрезвычайных ситуациях природного характера, эффективным способам взаимодействия с государственными структурами для решения проблем обучения различных слоёв населения по обеспечению безопасной жизнедеятельности, проведению профилактической работы, формированию активных членов гражданского общества.

Цель. Основной целью открытия магистерской программы по профилю «Педагогическое прогнозирование безопасной жизнедеятельности» является подготовка квалифицированных кадров для разработки и реализации инновационных проектов в сфере образования и безопасности. Кроме этого, можно выделить следующие цели магистерской программы:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в области формирования безопасного будущего;
  • подготовка высококвалифицированных работников-магистров и повышение уровня их конкурентоспособности на рынке труда Удмуртской Республики и Приволжского Федерального округа; -подготовка кадрового резерва для УдГУ из лучших выпускников магистерской программы;
  • подготовка высококвалифицированных специалистов для средних школ, лицеев и средних специальных учебных заведений, органов социальной защиты;
  • развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных) и профессиональных компетенций по направлению подготовки в соответствии с потребностями рынка труда.

Специфика программы: Программа подготовки магистров учитывает специфику прогнозирования и обеспечения безопасности труда на рабочих местах, особенности управления охраной труда на предприятиях, особенности производственной безопасности. В процессе подготовки магистры должны овладеть технологией сбора, обработки, анализа и обобщения научно-технической информации в сфере безопасности, передовым отечественным и зарубежным опытом в области защиты населения, персонала от опасностей на рабочих местах, технологией прогнозирования проблемных ситуаций и определения способов снижения негативных последствий возникновения чрезвычайных ситуаций.

Большая часть предлагаемых курсов имеет эксклюзивный характер и разработана специально для данной магистерской программы. Каждый курс опирается на достижения современной ноксологии (науки прогнозирования наиболее вероятных опасностей) и педагогики (технологии формирования навыков безопасной жизнедеятельности), обеспечен необходимой литературой и другими источниками важной информации. Тематика проблем, рассматриваемых в рамках дисциплин, входящих в магистерскую программу, может быть использована для проведения дальнейших исследований в области формирования навыков безопасной жизнедеятельности.

Потребность и специфика рынка труда: Область профессиональной деятельности магистров включает: работу в высших учебных заведениях, средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях, лицеях; академических институтах и НИИ, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля; в средствах массовой информации, включая и электронные; в органах государственного управления и местного самоуправления. В социальной сфере, на производствах различных отраслей промышленности и разных форм собственности востребованы специалисты по формированию навыков безопасной жизнедеятельности, охране труда с высоким уровнем подготовки в этой области организации и управлении безопасностью жизнедеятельности. В настоящее время остро стоит проблема отсутствия специалистов, способных выстраивать взаимодействие с государственными структурами и осуществлять руководство инновационными проектами по созданию технических средств безопасности, продвигать их как на российском, так и на международном уровне.

Тематика проблем, спектр вопросов, изучаемых в процессе обучения по магистерской программе «Педагогическое прогнозирование безопасной жизнедеятельности» включает следующие аспекты:

  1. Педагогические технологии по эффективному освоению учебного материала. Активные и интерактивные формы обучения. Организация самостоятельной работы.
  2. Психологические особенности личности, индивидуальный стиль мышления. Индивидуальная образовательная технология.
  3. Оптимальная сфера деятельности, индивидуальная мотивация.
  4. Технологии формирования прогностического мышления.
  5. Анализ потребности рынка труда в сфере безопасности жизнедеятельности. Прогнозирование наиболее вероятных изменений.
  6. Прогнозирование тентенций развития технических средств и технололгий в сфере безопасности жизнедеятельности. Патентные исследования.
  7. Результаты интеллектуальной деятельности. Законодательные акты в области охраны авторских прав. Безопасность в интеллектуальной сфере. Разнообразие форм и методов интелльного насилия и способы предотвращения и защиты.
  8. Структура техносферы и ее основных компонентов. Безопасность функционирования производств. Предельно допустимые уровни опасных и вредных факторов.
  9. Психофизиологические и эргономические основы безопасности жизнедеятельности. Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда.
  10. Прогнозирование наиболее вероятных проблем безопасности. Ноксология. Формирующиеся опасности.
  11. Выявление оптимальных способов решения проблем безопасности.
  12. Организация и управление безопасностью жизнедеятельности. Эффективные технологии управления, формы стимулирования формирования безопасной жизнедеятельности.
  13. Формирование культура безопасности. Индивидуальные и коллективные формы организации безопасности.
  14. Соотношение социальных и техносферных аспектов безопасности.
  15. Организация профилактической работы в сфере безопасности жизнедеятельности.
  16. Действующие нормативные акты в области безопасности жизнедеятельности. Прогнозирование и подготовка необходимых изменений и дополнений, формирование новых нормативных актов.